Нелёгкой задачей было бы познакомить вас со всеми страницами истории нашего театра, уходящей корнями в 40-е и 50-е годы XX века. Мы ограничимся современным этапом, который обрёл своё начало в 1974 году с приходом на пост главного режиссёра и художественного руководителя – Заслуженного работника культуры РФ Вадима Борисовича Шрайбера (4 апреля 1936 – 25 января 2011), опираясь с тех пор на сплочённую группу его учеников и соратников. Ближайшим сподвижником и преемником Вадима Борисовича как на сценических подмостках, так и в преподавании театрального мастерства на ВУЗовской кафедре и курсах – стал нынешний руководитель Московского театра «» Сергей Алексеевич Афанасьев.
На рубеже XX и XXI веков преобразованный ими театр (он носил в этот период название «На Пятом Этаже», гордясь уникальной планировкой двух из своих залов и экспериментами со сценическим пространством в непосредственном контакте с публикой) – стал в этом качестве широко востребован зрителями Москвы (предлагая им от 4-х до 10-ти спектаклей еженедельно), известен в России и на фестивальных площадках Словакии, Италии и других стран. Каждый из сезонов внёс лепту в сплав из более чем 2-х десятков разноплановых постановок ежегодного репертуара: как премьерных, так и сохранявших актуальность на протяжении десятилетий. Коротко характеризуя их, достаточно упомянуть как авторов классической драматургии (Пушкин, Чехов, Булгаков, Маяковский, Бомарше, Гоцци, Брехт, Вампилов, Володин, Шукшин, Олби, Мрожек, Горин, Галин, Петрушевская, Злотников, Птушкина и другие), так и уникальные инсценировки (Платонов, Зощенко, эпистолярное наследие пушкинских времён, семейные воспоминания Цветаевых, памятники эпохи Крещения Руси, западноевропейская проза), пьесы талантливых авторов-дебютантов и современников, а также высокие образцы-бестселлеры в основе постановок для детей и юношества (Милн, Стивенсон, Гофман, фольклор народов мира и пр.).
Но речь не только о качестве драматургии. Главным эстетическим и творческим достижением коллектива театра (режиссёров, сценографов и актёров) мы вправе считать воплотившийся на его подмостках особый доверительный и искренний язык, словно сметающий все границы между зрителями и сценой. Будь то камерный, малый или же большой зрительный зал театра, постановочные решения сводили эту дистанцию до того минимума, при котором невозможно сфальшивить и спрятаться за равнодушием формы, ставка же – в любом жанре и эстетике – неизменно делалась на правду и жизнь возникающих действий и чувств, взыскательный экзамен зрительским доверием и соучастием. Это – та же самая правда, с которой мы все без тени изъяна лицедействуем в детской игре и фантазии юного воображения, но которая становится отточенною вершиной мастерства и итогом кропотливого развития таланта на зрелом этапе. Тот же критерий был и остаётся определяющим в нашей учебной работе на любых ступенях профессионализма.
Это ничуть не противоречит, но сплетается воедино ещё с одной важной традицией, сохраняемой все эти годы: творчество и учёба, требовательность к себе и эксперимент – всегда на нашей сцене и в репертуаре дополняли друг друга. Сотрудничая с целым рядом театральных кафедр Москвы, не боясь предоставлять ресурсы для воплощения дебютных замыслов, новаций и проб как начинающих мастеров, так и зрелых художников, не всегда находивших достойный простор для своих поисков в более «академических» залах, коллектив театра в немалой степени обязан этому источнику своих успехов, вдохновения и молодости.
Пройдя через много этапов студийной и творческой организации, в современных условиях было избрано именно это своей осевой задачей и характерной чертой. Продолжая опираться на педагогические и студенческие ресурсы Москвы и взяв новый старт взамен переставшей существовать площадки – в новом для себя районе столицы, мы усматриваем символику в нынешнем названии нашего театра: «», то есть «после написанного». Речь не только о том, что специфика искусства Театра начинается именно там, где ему передаёт эстафетную палочку Драматургия. Мы ценим вечное продолжение, новое воплощение и решение, имеющее однако в своей основе непреходящую память истории, опыта и культуры, подобно увенчанному имени Вл. Маяковскогоом главному и вечному тексту.
Театр черпает свое вдохновение и замыслы не на пустом месте, поэтому в репертуаре столь же органично задают тон спектакли разных лет с подмостков, располагавшихся в театре «На Пятом Этаже», как и премьеры с участием актёров и режиссёров, формирующихся уже в эпоху «».