История театра

Нелёгкой задачей было бы познакомить вас со всеми страницами истории нашего театра, уходящей корнями в 40-е и 50-е годы XX века. Мы ограничимся современным этапом, который обрёл своё начало в 1974 году с приходом на пост главного режиссёра и художественного руководителя – Заслуженного работника культуры РФ Вадима Борисовича Шрайбера (4 апреля 1936 – 25 января 2011), опираясь с тех пор на сплочённую группу его учеников и соратников. Ближайшим сподвижником и преемником Вадима Борисовича как на сценических подмостках, так и в преподавании театрального мастерства на ВУЗовской кафедре и курсах – стал нынешний руководитель Московского театра «» Сергей Алексеевич Афанасьев.

На рубеже XX и XXI веков преобразованный ими театр (он носил в этот период название «На Пятом Этаже», гордясь уникальной планировкой двух из своих залов и экспериментами со сценическим пространством в непосредственном контакте с публикой) – стал в этом качестве широко востребован зрителями Москвы (предлагая им от 4-х до 10-ти спектаклей еженедельно), известен в России и на фестивальных площадках Словакии, Италии и других стран. Каждый из сезонов внёс лепту в сплав из более чем 2-х десятков разноплановых постановок ежегодного репертуара: как премьерных, так и сохранявших актуальность на протяжении десятилетий. Коротко характеризуя их, достаточно упомянуть как авторов классической драматургии (Пушкин, Чехов, Булгаков, Маяковский, Бомарше, Гоцци, Брехт, Вампилов, Володин, Шукшин, Олби, Мрожек, Горин, Галин, Петрушевская, Злотников, Птушкина и другие), так и уникальные инсценировки (Платонов, Зощенко, эпистолярное наследие пушкинских времён, семейные воспоминания Цветаевых, памятники эпохи Крещения Руси, западноевропейская проза), пьесы талантливых авторов-дебютантов и современников, а также высокие образцы-бестселлеры в основе постановок для детей и юношества (Милн, Стивенсон, Гофман, фольклор народов мира и пр.).

Но речь не только о качестве драматургии. Главным эстетическим и творческим достижением коллектива театра (режиссёров, сценографов и актёров) мы вправе считать воплотившийся на его подмостках особый доверительный и искренний язык, словно сметающий все границы между зрителями и сценой. Будь то камерный, малый или же большой зрительный зал театра, постановочные решения сводили эту дистанцию до того минимума, при котором невозможно сфальшивить и спрятаться за равнодушием формы, ставка же – в любом жанре и эстетике – неизменно делалась на правду и жизнь возникающих действий и чувств, взыскательный экзамен зрительским доверием и соучастием. Это – та же самая правда, с которой мы все без тени изъяна лицедействуем в детской игре и фантазии юного воображения, но которая становится отточенною вершиной мастерства и итогом кропотливого развития таланта на зрелом этапе. Тот же критерий был и остаётся определяющим в нашей учебной работе на любых ступенях профессионализма.

Это ничуть не противоречит, но сплетается воедино ещё с одной важной традицией, сохраняемой все эти годы: творчество и учёба, требовательность к себе и эксперимент – всегда на нашей сцене и в репертуаре дополняли друг друга. Сотрудничая с целым рядом театральных кафедр Москвы, не боясь предоставлять ресурсы для воплощения дебютных замыслов, новаций и проб как начинающих мастеров, так и зрелых художников, не всегда находивших достойный простор для своих поисков в более «академических» залах, коллектив театра в немалой степени обязан этому источнику своих успехов, вдохновения и молодости.

Пройдя через много этапов студийной и творческой организации, в современных условиях было избрано именно это своей осевой задачей и характерной чертой. Продолжая опираться на педагогические и студенческие ресурсы Москвы и взяв новый старт взамен переставшей существовать площадки – в новом для себя районе столицы, мы усматриваем символику в нынешнем названии нашего театра: «», то есть «после написанного». Речь не только о том, что специфика искусства Театра начинается именно там, где ему передаёт эстафетную палочку Драматургия. Мы ценим вечное продолжение, новое воплощение и решение, имеющее однако в своей основе непреходящую память истории, опыта и культуры, подобно увенчанному имени Вл. Маяковскогоом главному и вечному тексту.

Театр черпает свое вдохновение и замыслы не на пустом месте, поэтому в репертуаре столь же органично задают тон спектакли разных лет с подмостков, располагавшихся в театре «На Пятом Этаже», как и премьеры с участием актёров и режиссёров, формирующихся уже в эпоху «».

Хронология событий

1946

Создан «Театральный коллектив ДКМ».

50-ые

1950 — Репетируется «Любовь Яровая» К.Тренёва (не поставлена).

1952 — В ДКМ приходит на должность Художественного руководителя Василий Андреевич Котиков. Руководителем театрального коллектива он приглашает Георгия Алексеевича Иванова, артиста театра Сатиры.
1953 — «Свадьба с приданым» (Н.М.Дьяконов)
1954 — «Калиновая роща» (А.Е.Корнейчук)
1954 — Руководителем театрального коллектива стал Марк Григорьевич Альтшуль.
В годы войны он руководил одним из фронтовых театров, затем театральным коллективом ДК Промкооперации.
1955 — «Разлом» (Б.А.Лавренёв). Отмечен 1-ой премией фестиваля самодеятельных театральных коллективов г. Москвы и Кубком театральной декады в ЦПКиО им. Горького весной того же года.
1955 — «Дачники» (М.Горький). Отмечен Почётной грамотой МГДХС на фестивале в ЦПКиО им. Горького следующего года.
1955 — «Машенька» (А.Н.Афиногенов)
1956 — «Страница жизни» (В.С.Розов)
1956 — «Не всё коту масленица» (А.Н.Островский)
1956 — «Персональное дело» (А.П.Штейн)
1956 — В декабре состоялся творческий отчёт коллектива с показом всех спектаклей. Решением Дорпрофсожа Московского Метростроя по результатам этого показа , театральному коллективу было присвоено наименование: «Рабочий самодеятельный театр ДК Метростроя».
1957 — Спектакль «Персональное дело» показан в рамках фестиваля молодёжи г. Москвы «Театральная весна», летний театр ЦПКиО (20 мая).

1957 — «Васса Железнова» (М.Горький)
1957 — «Оптимистическая трагедия» (Вс.Вишневский). Спектакль шёл в музыкальном сопровождении Симфонического оркестра ДК под руководством Б.Н.Томашева.
Режиссёр: М.Г.Альтшуль.
Художественное оформление спектаклей: Г.Ф.Базурин (из мастерских ГАБТа).

1958 — После скоропостижной смерти М.Г.Альтшуля руководителем театра стал Лев Александрович Новский.

1958 — «Кремлёвские куранты» (Н.А.Погодин)

1959 — За большие творческие достижения в 1955-1958 гг. на основании совместного Решения Президиума МГСПС и Коллегии Министерства Культуры РСФСР от 18 августа 1959 г. Приказом по Министерству Культуры РСФСР N 834 от 16 октября 1959 г. театру было присвоено наименование «Народный Драматический театр ДК Метростроя». В декабре спектакль «Оптимистическая трагедия» был показан в Кремлёвском театре.

60-ые

1960 — «Бесприданница» (А.Н.Островский)
1960 — «Яков Богомолов» (М.Горький)
1961 — «Сибирская новелла» (А.Митрофанов)
1961 — «Сто часов» (А.Митрофанов)
1963 — «Пробуждение» (драматическая поэма по роману С.Усмана «Родина моя, прекрасный мой народ») Африканские костюмы, бутафория, грим — студентов МТХТУ. Декорации мастерских театра им. Моссовета.
1963 — «Палата» (С.И.Алешин)
1965 — «Как вам это понравится» (У.Шекспир)
1965 — «Походный марш» (А.А.Галич)
1967 — «Дети солнца» (М.Горький)
1968 — «Ночная повесть» (К.Хоиньски)

70-ые

1971 — «Ветер… ветер» (инсценировка театра по рассказу Б.А.Лавренёва)
1972 — «Анна Кристи» (Ю.О’Нил)
1972 — «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Н.Думбадзе, Г.Лордкипанидзе)
Режиссёры: Л.А.Новский, Ю.С.Бобылёв, Б.В.Гладков, Г.М.Воскресенский.
Художественное оформление спектаклей: Ф.З.Файнштейн, И.Н.Шнейтер, Ю.Киселёв и др.

 

1973 — Л.А.Новский ушёл на пенсию.
1974 — Главным режиссёром театра стал Вадим Борисович Шрайбер.

 

1974-1977
— «Провинциальные анекдоты» (А.М.Вампилов)
— «Прошлым летом в Чулимске» (А.М.Вампилов)
— «Решение» (В.В.Быков)
— «Диалоги» (Д.Валеев)
— «С вечера до полудня» (В.С.Розов)
— «Четыре капли» (В.С.Розов)
— «Охота жить» (инсценировка по рассказам В.М.Шукшина)
— «Сцены в доме Желвиных» (А.Кутерницкий)
— «Дом Бернарды Альбы» (Ф.Гарсиа Лорка)
— «Старомодная комедия» (А.Н.Арбузов)
Режиссёры: В.Б.Шрайбер, Б.В.Гладков, В.В.Комиссаров, Н.А.Петрова, Е.Глушкова.
Художественное оформление спектаклей: В.Я.Фомин.

1977

Начала работать студия при театре. В неё набирали каждые два года молодёжь (а иногда участников постарше). Происходило прослушивание, затем все зачисленные в течение двух лет обучались театральному мастерству. И по окончании учёбы студия представляла свой выпускной спектакль. Как правило, этот спектакль затем вводился в репертуар (в дальнейшем списке премьер на это указывает пометка: «- студия«). Руководителями актёрской студии разных лет становились:
Ю.Я.Гольденберг, А.Н.Шумейкина, С.А.Афанасьев, О.Ф.Бородина.

1978 — «Ночь после выпуска» (В.Ф.Тендряков) — студия
1978 — «Уроки» (по одноактовкам А.Володина «Чаша бытия» и Г.Никитина «Уроки»)
1979 — «Утиная охота» (А.М.Вампилов)

80-ые

1980 — «Антон и другие» (А.Казанцев) — студия
1981 — «Любовь» (одноактовки: А.Володин «Идеалистка» — в позднейшем варианте Л.Петрушевская «День рождения Смирновой», — и Л.Петрушевская «Любовь»)
1981 — «Три сестры» (А.П.Чехов)
1982 — «Сентиментальное путешествие» (С.Злотников «Два пуделя», А.Соколова «Алло», «Зелёные бананы», А.Володин «Все наши комплексы», Ф.Искандер «Летним днём») — студия
1982 — «Мужья и жёны» (по рассказам А.П.Чехова «Ведьма», «Супруга», «Хористка», «Егерь», «Враги»)
1982 — «День рождения Смирновой» (Л.Петрушевская), позже как часть спектаклей «Любовь» и «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик!»
1983 — «Стыдно быть несчастливым» (А.Володин «Графоман», С.Злотников «Два пуделя», Л.Петрушевская «Любовь»)
1983 — «Восточная трибуна» (А.Галин)
1984 — «Невидимые миру слёзы» (по рассказам А.П.Чехова «Жених и папенька» «Как я в законный брак вступал», «Злой мальчик», «Не в духе», «Случай с классиком», «В потёмках», «Длинный язык», «Начальник станции», «Месть женщины», «Невидимые миру слёзы») — студия
1984 — «Вне игры» (Э.Олби «Что случилось в зоопарке», Т.Уильямс «Предназначено на слом» — позже Н.Сига «Преступление Хана»)
1984 — «Навеки девятнадцатилетние» (Г.Бакланов)
1985 — «Зинуля» (А.Гельман)
1985 — «Кавказский меловой круг» (Б.Брехт)

 

1986 — Театр сменил название и стал называться «Народный театр-студия на 5 этаже».

 

1986 — «Баня» (В.В.Маяковский) — студия
1986 — «Чинзано» (Л.Петрушевская), позже как часть спектакля «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик!» (с пьесой «День рождения Смирновой»)
1986 — «Высшее наблюдение признало необходимым» (А.М.Радченко) — стихи, письма, воспоминания и подлинное Военно-Судное дело о дуэли А.С.Пушкина
1987 — «51 рубль» (А.Железцов)

 

1988 — Из названия театра исчезла приставка «Народный», в силу профессионального статуса.

 

1988 — «Шарманка» (А.П.Платонов) — студия
1988 — «Звёзды на утреннем небе» (А.Галин)
1989 — «Корабль Дураков» (Н.Коляда)
1989 — «Вид в Гельдерланде» (Ю.Волков)
Режиссёры: В.Б.Шрайбер, А.Н.Шумейкина, Г.Дубовская, Ю.Я.Гольденберг, И.Кучер, С.В.Макеев, С.А.Афанасьев, А.М.Радченко, И.Козак, Т.Н.Князева.
Оформление: Заслуженный художник РФ В.Я.Фомин.

 

Начиная с 1980 г. Театр выпускает спектакли и для самых маленьких зрителей.
— «Три поросёнка»
— «День рождения кота Леопольда»
— «Винни-Пух идёт по следу»
— «Сокровища Флинта»
— «Две Бабы-Яги»
— «Царская сказка»
— «Кащеева любовь, или Волшебная подземная дорога»
— «Щелкунчик»
— «Приключения Аладдина»
— «Там на неведомых дорожках»
— «Заговор ведьм, или Сказка о заколдованной царевне»
— «Похитители чудес»

90-ые

Театр участвовал в фестивалях театров в Словакии (Зеленич) и в Италии (Флоренция)

 

1990 — «Группа» (А.Галин)
1990 — «Мольер» (М.А.Булгаков)
1991 — «Владимир святой» (Е.Джордж)
1991 — «Король-олень» (К.Гоцци)
1993 — «Женитьба Фигаро» (П.О.Бомарше)
1993 — «Этого никогда не было. Марина Цветаева» (Г.М.Соколова)
1994 — «Три супруги — совершенства» (А.Касона)
1994 — «Лето семнадцатой куклы» (Р.Лоулер)
1994 — «Библиотекарь» (А.Галин)
1994 — «Предложение» (А.П.Чехов) — студия
1994 — «Кароль» (С.Мрожек)

 

1995 — Название театра: » Театр на 5 этаже «.

 

1995 — «Кин IV» (Г.Горин)
1995 — «Превратности любви» (по одноактовкам А.П.Чехова «Предложение» и «Медведь»)
1995 — «Пять вечеров» (А.Володин)
1995 — «Уйду в монастырь!» (Г.М.Соколова)
1996 — «Клеопатра» (Ю.Эдлис)
1997 — «Таинственное происшествие в отеле Гринфингерс» (Дж.Пристли)
1997 — «Пизанская башня» (Н.Птушкина)
1998 — «Сирена и Виктория» (А.Галин)
Режиссёры: В.Б.Шрайбер, Ю.Я.Гольденберг, С.А.Афанасьев, Н.Б.Горшкова, Г.М.Соколова, А.Г.Щекочихин, О.Ф.Бородина, И.Матвеев.
Оформление: Заслуженный художник РФ В.Я.Фомин, Заслуженный художник РФ Ю.В.Доломанов, Н.Б.Горшкова.

XXI век

2000 — «Азалия» (И.Жамиак)
2000 — «Как важно быть серьёзным» (О.Уайльд)
2002 — «На троих, не считая…» (С.Мрожек: «Кароль», «Забава»)
2002 — «Не спите на сердце — страшное привидится…» (Н.Коляда «Старосветские помещики»)

 

2003 — Новые владельцы ДК Метростроя «попросили» театр из помещения. Благовидный предлог: невозможность платить арендную плату, запрошенную даже за фойе и гардероб ДК. Несмотря на протесты многочисленных деятелей культуры, рейдерский «спор хозяйствующих субъектов» лишил театр полувекового дома.

2003-2004 — Театр играл в помещении культурного центра в Новопеределкино. Был выезд на гастроли в Санкт-Петербург с постановкой «Сирена и Виктория» и несколькими спектаклями для детей.

2004 — Театр обрёл пристанище в ДК им. Луначарского. И потихоньку начал обустраиваться. Руководство ДК и фабрики (которой принадлежит ДК) выделило помещения для костюмов и реквизита. Началась модернизация освещения. Но для качественной реорганизации сцены и служебных помещений нужны серьёзные инвестиции. Под новым названием «» театр шагнул к новым решениям.

 

2004 — Спектакль для детей: «Маленький призрак Плуфт» (М.Машаду).

 

2005 — Произошла смена руководства. Гл.режиссёром и директором назначен С.А.Афанасьев. В.Б.Шрайбер остался просто режиссёром, но по-прежнему нашим художественным и моральным советчиком и учителем в основанной им актёрской труппе (6 лет спустя — в день Св.Татьяны, покровительницы студентов — мы, его пожизненные студенты, простились с нашим педагогом и другом, храня верную память и благодарность).

 

2005 — «Надеяться. Верить. Любить!» (по пьесе А.Арбузова «Домик на окраине» — Молодёжный проект к 60-летию Великой Победы)
2006 — «Страсти по Дон Кихоту, или Дульсинея Тобосская» (А.Володин)
2007 — «Дождь» (по повести А.Володина «С любимыми не расставайтесь» — в содружестве с продюсерским центром «Пантеон Арт»)
2010 — «Отпускаю!» (сценическая версия пьесы В.Розова «В день свадьбы») — курс режиссуры и мастерства актёра
2011 — «Васса Железнова. Мать» (М.Горький) — курс режиссуры и мастерства актёра
2012 — «Сильвия» (А.Герни) — курс режиссуры и мастерства актёра
Режиссёры: С.А.Афанасьев, А.Г.Щекочихин, А.И.Ищенко, И.М.Просекин, А.А.Косюга, Я.Н.Дубинина, О.Ф.Бородина, О.Дубоссарская, В.Б.Шрайбер.
Оформление: Заслуженный художник РФ В.Я.Фомин, Заслуженный художник РФ Ю.В.Доломанов, О.Щавелёва, К.Кудинова, Е.Фролова, Н.И.Новиков.

Настоящее время

2014 — Театр восстанавливает традиции после серьёзных трудностей, возникших в связи с переездом из ДК Метростроя и безвременным уходом из жизни ряда ведущих мастеров нашей труппы. Основу актёрского состава в настоящее время составляют профессиональные актёры и режиссёры театра и кино, выпускники курсов В. Б. Шрайбера и С. А. Афанасьева, а также студийцы, прошедшие обучение при театре в 80-х и 90-х гг. ХХ века. Актёрская студия в театре работает со взрослыми по программе 1977 года — двухлетнее обучение актёрскому мастерству для дальнейшего включения выпускного спектакля в репертуар, а актёров в труппу. Программа обучения несколько модернизирована (введены курсы актёрских и креативных тренингов, используемых в высших театральных училищах России) и адаптирована под современный ритм жизни общества.